1
I. Общие положения
Программа воспитательной работы для организации отдыха детей и их
оздоровления в лагере с дневным пребыванием «Лучик» (далее - Программа) разработана в
соответствии с Федеральным законом от 28.12.2024 №543-ФЗ и на основании Федеральной
программы воспитательной работы для организаций отдыха детей и их оздоровления,
утвержденной Приказом Министерства просвещения Российской Федерации №209 от 17.03.2025.
Данная Программа направлена на обеспечение единства воспитательного пространства,
ценностно-целевого содержания воспитания и воспитательной деятельности в организациях
отдыха детей и их оздоровления.
2.
Программа направлена на сохранение и укрепление традиционных российских
духовно-нравственных ценностей, к которым относятся жизнь, достоинство, права и свободы
человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и
взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
3.
Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей
участников, направлена на формирование у них патриотизма, социальной ответственности и
уважения к многообразию культур народов России, а также развитие личностных качеств,
способствующих успешной социализации, формированию экологического сознания и
эстетического вкуса, развитию способностей к самовыражению в различных видах творчества и
уважительного отношения к труду, укреплению ценности семьи, дружбы, труда и знаний,
поддержанию физического и психологического здоровья.
4.
Методологической основой разработки и реализации Программы воспитательной
работы являются два основных подхода: системно-деятельностный и аксиологический.
Системно-деятельностный подход подразумевает организацию воспитательной
деятельности, в которой главное место отводится активной, разносторонней, самостоятельной
познавательной деятельности ребенка и специальным образом организованной совместной
деятельности детей, вожатых и педагогических работников в условиях временного детского
коллектива или временных детских групп, развитию их субъектной позиции.
Аксиологический подход подразумевает систему педагогических техник и методов,
которые способствуют развитию у детей и молодежи нравственных качеств, ценностного
восприятия мира, пониманию места ценностей в окружающей действительности, формированию
стремления к непрерывному саморазвитию.
5.
Принципы реализации Программы:
- принцип единого целевого начала воспитательной деятельности;
- принцип системности, непрерывности и преемственности воспитательной деятельности;
- принцип единства концептуальных подходов, методов и форм воспитательной
деятельности;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и их групп;
- принцип приоритета конструктивных интересов и потребностей детей;
- принцип реальности и измеримости итогов воспитательной деятельности.
1.
2
II. Целевой раздел Программы
Целью Программы является актуализация, формирование и внедрение единых
подходов к воспитанию и развитию детей и молодежи в сфере организации отдыха и
оздоровления детей в преемственности с единой системой воспитания и государственной
политики в области образования подрастающего поколения в Российской Федерации.
7.
Задачами Программы являются:
- разработка единых подходов к воспитательной работе педагогического коллектива организации
отдыха детей и их оздоровления, а также иных организаций, осуществляющих воспитательные,
досуговые и развивающие программы в сфере детского отдыха;
- внедрение единых принципов, методов и форм организации воспитательной деятельности
организации отдыха детей и их оздоровления в их применении к процессу воспитания,
формирования и развития субъектности детей в условиях временного детского коллектива;
- разработка и внедрение единых подходов к развитию инструментов мониторинга и
оценки качества воспитательного процесса при реализации Программы в организации отдыха
детей и их оздоровления, а также в иных организациях, осуществляющих воспитательные,
досуговые и развивающие программы в сфере детского отдыха.
8. При реализации цели Программы учитываются возрастные особенности участников смен в
оздоровительном лагере с дневным пребыванием «Лучик»:
7 - 10 лет — дети младшего школьного возраста;
11 -14 лет — дети среднего школьного возраста;
15- 17 лет — дети старшего школьного возраста.
9. Конкретизация цели воспитательной работы применительно к возрастным особенностям детей
позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты
9.1. В воспитании детей младшего школьного возраста целевым приоритетом является
создание благоприятных условий для усвоения участниками социально значимых знаний —
базовых норм поведения и культурно-исторических традиций общества. Воспитание в этом
возрасте направлено на формирование у детей представлений о гражданских, нравственных и
эстетических ценностях, развивает чувство принадлежности к семье, коллективу и Родине.
9.2. В воспитании детей среднего школьного возраста целевым приоритетом является
создание условий для развития социально значимых и ценностных отношений. Воспитательная
работа в этом возрасте направлена на формирование самостоятельности в принятии решений,
осознанного отношения к гражданским обязанностям, уважения к традициям и культурным
ценностям, развивает способность к социальной активности и навыки взаимодействия с
окружающими.
9.3. Воспитание детей старшего школьного возраста ориентировано на создание условий
для приобретения опыта в осуществлении социально значимых действий и инициатив. Целевым
приоритетом является развитие гражданской зрелости, осознанного выбора жизненных и
профессиональных направлений, формирование ответственности за свои поступки и готовности к
активному участию в общественной жизни, а также уважение к правам и обязанностям
гражданина.
10. Разделы Программы раскрывают особенности формирования содержания
воспитательной работы, а блоки «Мир», «Россия», «Человек» определяют ключевые сквозные
векторы содержания инвариантных и вариативных модулей в воспитательной работе летнего
оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Лучик».
6.
3
III. Содержательный раздел
11. В основу каждого направления воспитательной работы в летнем оздоровительном
лагере «Лучик» заложены базовые ценности, которые способствуют всестороннему развитию
личности и успешной социализации в современных условиях.
Основные направления воспитательной работы лагеря «Лучик» включают в себя:
гражданское воспитание: формирование российской гражданской идентичности,
принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к многонациональному народу
России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней российской
государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской
Федерации;
патриотическое воспитание: воспитание любви к своему народу и уважения к другим
народам России, формирование общероссийской культурной идентичности;
духовно-нравственное воспитание: воспитание детей на основе духовно-нравственной
культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных
российских семейных ценностей;
эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских
традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового
искусства;
трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда
(своего и других людей), ориентации на развитие самостоятельности, трудовую деятельность,
получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде
в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной
деятельности;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и
эмоционального благополучия: компонент здоровьесберегающей работы, создание
благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной и безопасной организации
оздоровительного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального
питания, создание безопасной среды, освоение детьми норм безопасного поведения в природной,
социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного,
бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных
духовных ценностей; познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и
других людей, природы и общества, к знаниям, образованию с учетом личностных интересов и
общественных потребностей.
12. В общем блоке реализации содержания «Мир» учитываются такие категории, как
мировая культура, знакомство с достижениями науки с античных времен до наших дней, вклад
российских ученых и деятелей культуры в мировые культуру и науку; знакомство с духовными
ценностями человечества. Содержание блока «Мир» реализуется в следующих формах:
информационные часы «Жизнь замечательных людей», на которых детям демонстрируются
образцы нравственного поведения через знакомство с героями-защитниками Отечества; игровые
форматы, направленные на знакомство с общероссийским культурным наследием литературы,
изобразительного творчества, театра, мультипликации; тематические мероприятия, направленные
на формирование культуры мира, позволяющие детям осознать важность уважения к
разнообразию культур и народов, развить навыки гармоничного взаимодействия и
4
сотрудничества; события и мероприятия, отражающие ценности созидания и науки: стремление к
познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию, создание единого
интеллектуального пространства, позволяющего популяризировать формы детского
интеллектуального досуга: проведение интеллектуальных и познавательных игр; организация
конструкторской, исследовательской и проектной деятельности; просмотр научно-популярных
фильмов; встречи с людьми, добившимися успехов в различных сферах деятельности;
мероприятия и дела, направленные на изучение России, русского языка, родного края,
населенного пункта как культурного пространства, фольклорные праздники; тематические беседы
и диалоги на тему духовно-нравственного воспитания; проведение обсуждений на темы морали,
духовных ценностей, честности, справедливости и милосердия.
13. В общем блоке реализации содержания «Россия» предлагаются пять комплексов
мероприятий:
13.1. Первый комплекс мероприятий связан с народом России, его тысячелетней
историей, общероссийской культурной принадлежностью и идентичностью, историческим
единством народа России, общностью его исторической судьбы, памятью предков, передавших
любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость. Формы мероприятий:
торжественная церемония подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации в
день открытия (закрытия) смены и в дни государственных праздников Российской Федерации, а
также ежедневные церемонии подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации;
тематические дни.
13.2. Второй комплекс мероприятий связан с суверенитетом и безопасностью, защитой
российского общества, народа России, памяти защитников Отечества и подвигов героев
Отечества, сохранением исторической правды. Форматы мероприятий:
проведение тематических занятий о героизме и мужестве, раскрывающих важность сохранения
памяти о подвигах наших предков, защитивших родную землю и спасших мир от фашистской
агрессии, о геноциде советского народа, о военных преступлениях нацистов, которые не имеют
срока давности; проведение встреч с героями России, вовлечение детей старших отрядов в
просветительский проект «Без срока давности», который нацелен на патриотическое воспитание
детей и подростков, направлен на формирование их приверженности традиционным российским
духовно-нравственным ценностям любви к Родине, добру, милосердию, состраданию,
взаимопомощи, чувству долга; посещение мемориальных комплексов и памятных мест,
посвященных увековечиванию памяти мирных жителей, погибших от рук нацистов и их
пособников в годы Великой Отечественной войны.
13.3. Третий комплекс мероприятий направлен на служение российскому обществу и
исторически сложившемуся государственному единству, и приверженности Российскому
государству и раскрывает многообразие национальностей России, российского общества:
национальные общины, религии, культуры, языки.
С целью формирования у детей и подростков гражданского самосознания будут проводиться
информационные часы и акции во взаимодействии с Общероссийским общественногосударственным движением детей и молодежи (далее — Движение Первых).
13.4. Четвертый комплекс мероприятий связан с русским языком - государственным
языком Российской Федерации.
Формы мероприятий:
5
организация выставок книг, посвященных русскому языку, русской литературе и русской
культуре; культурно-просветительские мероприятия, направленные на знакомство с историей и
богатством русского языка, его ролью в культуре и искусстве;
- проекты, включающие игры и акции, связанные с орфографией и пунктуацией, направленные
на развитие языковой грамотности через увлекательные форматы, а также конкурсы,
посвященные русскому языку, которые помогают детям и подросткам раскрыть творческий
потенциал, в том числе сочинений, стихов или эссе на темы, связанные с языковыми ценностями,
вдохновляющие на самовыражение, показывают красоту русского слова, отрядные события по
мотивам русских народных сказок; литературные конкурсы, конкурсы чтецов; реконструкция
русских народных праздников; проекты по собранию русских пословиц и поговорок; крылатых
выражений о родстве, дружбе.
13.5. Пятый комплекс мероприятий связан с родной природой (малой Родины, своего
края, России), с ответственностью за сохранение природы перед будущими поколениями и
бережным отношением в использовании природных ресурсов.
Формы мероприятий:
экологические игры, актуализирующие имеющийся опыт и знания детей; экскурсии по
территории, знакомящие детей с природными объектами, позволяющие изучать природные
объекты в естественной среде, обеспечивающие взаимосвязь и взаимозависимость в целостной
экосистеме; беседы об особенностях родного края; акции, демонстрирующие бережное
отношение к ресурсам: воде, электричеству, которые учат детей минимизировать или
ликвидировать вред, наносимый природе; свод экологических правил в отряде и в целом в
организации отдыха детей и их оздоровления; конкурс рисунков, плакатов, инсценировок на
экологическую тематику.
14. Общий блок реализации содержания «Человек» отражает комплекс мероприятий,
направленных на воспитание культуры здорового образа жизни, личной и общественной
безопасности.
Реализация воспитательного потенциала данного блока предусматривает:
проведение физкультурно-оздоровительных, спортивных мероприятий: зарядка, спортивные игры
и соревнования; беседы, направленные на профилактику вредных привычек и привлечение
интереса детей к занятиям физкультурой и спортом; создание условий для физической и
психологической безопасности ребенка в условиях организации отдыха детей и их оздоровления,
профилактика травли в детской и подростковой среде, психолого-педагогическое сопровождение
воспитательного процесса в организации; проведение целенаправленной работы всего
педагогического коллектива по созданию эффективной профилактической среды и обеспечение
безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
проведение инструктажей и игр, знакомящих с правилами безопасного поведения на дорогах и в
транспорте, правилами пожарной безопасности, правилами безопасности при занятиях спортом,
правилами поведения на водоемах, правилами поведения в общественных местах, правилами
поведения при массовом скоплении людей; проведение тренировочной эвакуации при пожаре или
обнаружении взрывчатых веществ; разработка и реализация разных форм профилактических
воспитательных мероприятий: антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде,
против вовлечения в деструктивные группы в социальных сетях, в деструктивные молодежные,
религиозные объединения, субкультуры, информирующие о безопасности дорожного движения,
противопожарной безопасность, гражданской обороны, антитеррористической,
антиэкстремистской безопасности; организация превентивной работы со сценариями социально
6
одобряемого поведения, развитие у детей навыков рефлексии, самоконтроля, устойчивости к
негативному воздействию, групповому давлению; поддержка инициатив детей, вожатых и
педагогических работников в сфере укрепления безопасности жизнедеятельности, профилактики
правонарушений, девиаций, организация деятельности, альтернативной девиантному поведению
познание (путешествия), испытание себя (походы, спорт), значимое общение, любовь,
творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиознодуховная,
благотворительная, искусство);
мероприятия, игры, проекты, направленные на формирование у детей и подростков социальноценностного отношения к семье как первоосновы принадлежности к многонациональному
народу России, Отечеству; игры, проекты, мероприятия, направленные на формирование
бережного отношения к жизни человека, личностной системы семейных ценностей, воспитанных
в духовных и культурных традициях российского народа; подготовка детей и подростков к
осознанному выбору жизненного пути с ориентацией на создание крепкой и счастливой семьи с
использованием проектной деятельности, различных игр, акций и мероприятий.
15.
Инвариантные общие содержательные модули включают:
15.1. Модуль «Спортивно-оздоровительная работа».
Спортивно-оздоровительная работа в организации отдыха детей и их оздоровления
включает в себя организацию оптимального двигательного режима с учетом возраста детей и
состояния их здоровья. Физическое воспитание реализуется посредством:
физкультурно-оздоровительных занятий, которые проводятся с детьми по графику, максимально
на открытых площадках; дополнительных общеразвивающих программ физкультурноспортивной направленности, обеспечивающих систематические занятия спортом в условиях
физкультурно-спортивных объединений; различных видов гимнастик, утренней вариативной
зарядки (спортивная, танцевальная, дыхательная, беговая, игровая); динамических пауз в
организации образовательной деятельности и режимных моментов; спортивно-массовых
мероприятий, предполагающих спартакиады, спортивные соревнования, праздники, викторины,
конкурсы; организации работы по знакомству с правилами здорового питания с использованием
материалов официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека «здоровое-питание.рф».
Спортивно-оздоровительная работа строится во взаимодействии с медицинским персоналом с
учетом возраста детей и показателей здоровья.
15.2. Модуль «Культура России».
Данный модуль реализуется в целях содействия формированию нравственной, ответственной,
самостоятельно мыслящей, творческой личности, соотносится с задачами государственной
политики в области интересов детей, а также в части поддержки и сохранения традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, а также является инструментом передачи свода
моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро национальной российской
самобытности, в деятельности организаций отдыха детей и их оздоровления.
Воспитательная работа предполагает просмотр отечественных кинофильмов и литературномузыкальных композиций; участие в виртуальных экскурсиях и выставках; проведение «громких»
чтений, чтений по ролям; постановки спектаклей; реализацию иных форм мероприятий на основе
и с привлечением произведений, созданных отечественными учреждениями культуры, в том
числе в рамках тематического дня.
7
Организация воспитательной работы в рамках модуля «Культура России» возможна с
использованием различных безвозмездных электронных ресурсов, созданных в сфере культуры:
«Культура.РФ», Национальная электронная библиотека, Национальная электронная детская
библиотека, Президентская библиотека и других.
15.3. Модуль «Психолого-педагогическое сопровождение».
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется при наличии в штате организации
отдыха детей и их оздоровления педагога-психолога и включает в себя описание работы педагогапсихолога (структурного подразделения оказания психолого-педагогической помощи
организации отдыха детей и их оздоровления), которая базируется на соблюдении
профессиональных принципов сообщества педагогов-психологов.
Комплексная работа педагога-психолога (структурного подразделения оказания психологопедагогической помощи организации отдыха детей и их оздоровления) включает в себя
вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения детей на протяжении
всего периода их пребывания в организации отдыха детей и их оздоровления: сохранение и
укрепление психического здоровья детей; содействие в раскрытии творческого потенциала детей
и их способностей, выявление и психологическая поддержка одаренных детей, детей с особыми
образовательными потребностями; психолого-педагогическая поддержка детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации, детей ветеранов боевых действий; детей участников (ветеранов)
специальной военной операции; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной
среде и среде сверстников; поддержка детских объединений. Формы психолого-педагогического
сопровождения: консультирование, диагностика, коррекционно-развивающая работа,
профилактика, просвещение.
15.4. Модуль «Детское самоуправление».
15.4.1. На уровне организации отдыха детей и их оздоровления: самоуправление в
организации отдыха детей и их оздоровления складывается из деятельности временных и
постоянных органов. Самоуправление формируется с первых дней смены, то есть в
организационный период.
На уровне детского лагеря: самоуправление в детском лагере складывается из деятельности
временных и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся:
работа творческих и инициативных групп, работа советов дел.
Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя совет актива лагеря
состоящий из:
- активистов первичного отделения РДДМ «Движение Первых» МБОУ «Логовская СОШ»;
- командиров отрядов, выбранных по инициативе и предложениям членов отряда,
представляющих интересы отряда в общих делах детского лагеря, при взаимодействии с
администрацией детского лагеря.
15.4.2. На уровне отряда: через деятельность лидеров, выбранных по инициативе и
предложениям членов отряда, представляющих интересы отряда в общих делах организации
отдыха детей и их оздоровления, при взаимодействии с администрацией организации отдыха
детей и их оздоровления.
15.4.3. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции детей направлена на формирование у детей ориентации на активную жизненную
позицию, инициативность, вовлечение их в совместную деятельность в воспитательных целях.
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности детей
строится на принципах:
8
- публичности, открытости поощрений (информирование всех детей о награждении, проведение
награждений в присутствии значительного числа детей); соответствия символов и процедур
награждения укладу организации отдыха детей и их оздоровления, качеству воспитывающей
среды, символике организации отдыха детей и их оздоровления; прозрачности правил поощрения
(наличие положения о награждениях, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);
регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях, чрезмерно
больших групп поощряемых);
- сочетания индивидуального и коллективного поощрения в целях стимулирования
индивидуальной и коллективной активности детей, преодоления межличностных противоречий
между детьми, получившими и не получившими награды; дифференцированности поощрений
(наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы
поощрения).
Система поощрения в организации отдыха детей и их оздоровления включает в себя набор
педагогических средств, приемов, методов, обеспечивающих стимулирование индивидуального
развития ребенка и коллективного роста отряда.
Поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции детей
происходит на организационном уровне и предполагает привлечение ребенка к участию в делах
отряда и всей организации отдыха детей и их оздоровления, включение в органы самоуправления,
где ребенку предоставляется право голоса при решении ряда проблем, как правило, социального
характера; на социальном уровне представляет собой: вручение наград, дипломов за участие и
победу в конкурсных мероприятиях; объявление благодарности ребенку родителю (родителям)
или законному представителю (законным представителям) за личные достижения; публичные
поощрения отрядных и индивидуальных достижений; размещение фотографий в официальных
социальных сетях организации отдыха детей и их оздоровления; на эмоциональном уровне как
создание ситуации успеха ребенка, которая формирует позитивную мотивацию и самооценку.
15.5. Модуль «Профориентация».
Воспитательная деятельность по профориентации включает в себя профессиональное
просвещение, диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию
профессиональных проб и осуществляется через:
профориентационные игры: сюжетно-ролевые и деловые игры, расширяющие знания детей о
типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной
интересной детям профессиональной деятельности; экскурсии на предприятия.
15.5. Модуль «Коллективная социально значимая деятельность
в Движении Первых».
Данный модуль содержит в себе описание взаимодействия с Движением Первых с целью
формирования у детей представления о назначении Движения Первых, о его месте и роли в
достижении приоритетных национальных целей Российской Федерации и своем личном вкладе в
социально значимую деятельность. Предусмотрено включение в Программу воспитательной
работы следующих форматов:
программа профильной смены Движения Первых программы для детей в возрасте от 7 до 17 лет,
выстроенные по логике конструктора профильных смен Движения Первых и направленные на
приобщение подрастающего поколения к российским традиционным духовно-нравственным
ценностям, создание условий для личностного развития и гражданского становления детей,
9
усвоение ими норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, вовлечение в
деятельность Движения Первых. Программа профильной смены «Время Первых» - это
эффективно построенная система воспитательных событий, обеспечивающая, с одной стороны,
просвещение и всестороннее развитие участников через их включение в различные виды
полезной и интересной деятельности, с другой — формирование и расширение представлений о
Движении Первых, стимулирование активного участия в деятельности Движения Первых.
Воспитательный потенциал данного модуля реализуется в рамках следующих возможных
мероприятий и форм воспитательной работы:
отрядные встречи с успешными активистами Движения Первых — открытый диалог «путь к
успеху»; волонтерские мастер-классы — проведение занятий и встреч для знакомства детей с
принципами, направлениями волонтерства и его историей; акции по благоустройству территории,
уборке природных зон — вклад в сохранение окружающей среды и экологическое благополучие;
социальные акции — мероприятия по сбору вещей, игрушек, книг для детских домов и
малообеспеченных семей с целью развития у детей чувств сопричастности и социальной
ответственности; организация мероприятий для младших отрядов старшие дети помогают в
организации игр, представлений и праздников для младших, что развивает навыки заботы о
других и лидерские качества; тренинги по оказанию первой помощи помогают детям научиться
заботиться о других и быть полезными в экстренных ситуациях;
благоустройство мемориалов и памятных мест, изучение исторического значения этих объектов с
целью укрепления патриотизма и чувства уважения к культурному наследию; создание фото- и
видео продуктов о волонтерских инициативах организации отдыха детей и их оздоровления с
целью развития навыков коммуникациии медиа-творчества
16.
Вариативные содержательные модули.
16.1. Модуль «Экскурсии и походы».
Для детей и подростков организуются туристские походы, экологические тропы, тематические
экскурсии: профориентационные, экскурсии по памятным местам и местам боевой славы, в музей,
картинную галерею, технопарк.
На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у детей
самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков безопасного поведения в
природной среде, самообслуживающего труда, обучения рациональному использованию своего
времени, сил и имущества.
16.2. Модуль «Кружки и секции».
Дополнительное образование детей в организации отдыха детей и их оздоровления может
являться одним из основных видов деятельности и реализовываться через программы
профильных (специализированных, тематических) смен, а также деятельность кружковых
объединений, секций, клубов по интересам, студий, дополняющих программы смен в условиях
организации отдыха детей и их оздоровления.
Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования в рамках шести
направленностей дополнительных общеразвивающих программ: социально-гуманитарная;
художественная; естественнонаучная; техническая; туристско-краеведческая; физкультурноспортивная.
10
16.3. Модуль «Цифровая и медиа-среда».
Цифровая среда воспитания предполагает ряд следующих мероприятий: телемосты, онлайнвстречи, видеоконференции; занятия направленные на формирование культуры информационной
безопасности, информационной грамотности, противодействие распространению идеологии
терроризма, профилактики травли в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет»;
онлайн-мероприятия в официальных группах организации в социальных сетях; освещение
деятельности организации отдыха детей и их оздоровления в официальных группах в социальных
сетях и на официальном сайте организации.
Воспитательный потенциал медиапространства реализуется в рамках следующих видов и форм
воспитательной работы:
детский редакционный совет с участием консультирующих их взрослых, целью которого является
освещение (через детскую газету (стенгазету), детское радио или телевидение, телеграмм-канал)
наиболее интересных моментов жизни своего отряда или организации отдыха детей и их
оздоровления; детская группа, принимающая участие в поддержке интернет-сайта организации и
соответствующей группы в социальных сетях с целью освещения деятельности организации
отдыха детей и их оздоровления в информационном пространстве, привлечения внимания
общественности, информационного продвижения ценностей организации отдыха детей и их
оздоровления и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми,
педагогическими работниками и родителем (родителями) или законным представителем
(законными представителями) могли бы открыто обсуждаться значимые для жизнедеятельности
организации вопросы; детская медиа-студия, в рамках которой создаются фотографии, ролики,
клипы, осуществляется монтаж познавательных, документальных, анимационных,
художественных фильмов, с акцентом на этическое, эстетическое, экологическое, патриотическое
просвещение аудитории; участие детей в региональных или всероссийских конкурсах с детскими
творческими медиа продуктами.
Механизмом реализации информационного обеспечения является информирование возможных
участников воспитательного процесса об организации отдыха и оздоровления детей через
информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» и средства массовой информации.
16.4. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда детского лагеря обогащает его
внутренний мир, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу
психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации,
способствует позитивному восприятию ребенком детского лагеря.
Реализация воспитательного потенциала предметно-эстетической среды предусматривает:
- тематическое оформление интерьера помещений детского лагеря (вестибюля, коридоров,
рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и комнат для проживания детей;
- озеленение территории детского лагеря, разбивка клумб, аллей, оборудование отрядных
мест, спортивных и игровых площадок, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих
разделить территорию детского лагеря на зоны активного и тихого отдыха, создание дендроплана
лагеря и использование его воспитательного потенциала;
- оформление отрядных уголков, позволяющее детям проявить свои фантазию и творческие
способности. Отрядный уголок – форма отражения жизнедеятельности отряда, постоянно
действующая, информирующая и воспитывающая одновременно, вызывающая интерес и
стимулирующая активность детей. В оформлении отрядного уголка принимает участие весь отряд,
вожатый является организатором и идейным вдохновителем.
11
- событийный дизайн – оформление пространства проведения событий (праздников,
церемоний, творческих вечеров, выставок, КТД, отрядных дел и т.п.);
- оформление образовательной, досуговой и спортивной инфраструктуры;
- совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой лагерной и отрядной
символики (флаг, гимн, эмблема, логотип, элементы костюма и т.п.);
- регулярная организация и проведение с детьми акций и проектов по благоустройству
участков территории детского лагеря (высадка растений, создание инсталляций и иного
декоративного оформления отведенных для детских проектов мест в рамках проектов РДДМ);
- акцентирование внимания детей посредством элементов предметно-эстетической среды
(стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях детского лагеря, его
традициях, правилах;
- звуковое пространство детском лагере – работа детского радио, аудио сообщения
(информация,
музыка)
позитивной
духовно-нравственной,
гражданско-патриотической
воспитательной направленности, исполнение гимна РФ;
- «места новостей» – оформленные места, стенды в помещениях (холл первого этажа,
рекреации), содержащие в доступной, привлекательной форме новостную информацию
позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, поздравления,
афиши и т.п.;
- размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ детей, демонстрирующих
их способности, знакомящих с работами друг друга, фотоотчетов об интересных событиях
детском лагере.
16.5. Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями»
Главными субъектами успешной и качественной работы с детьми в детском лагере
являются вожатые/воспитатели, а также они являются важным участником системы детсковзрослой воспитывающей общности. От их компетентности, профессиональной готовности,
увлеченности зависит, насколько дети смогут раскрыть свой потенциал, осознать себя частью
сообщества детского лагеря. Детский лагерь для ребенка начинается с вожатого, раскрывается
через вожатого. Все нормы и ценности актуализируются ребенком, в том числе через личность
вожатого/воспитателя.
Вожатыми в лагере дневного пребывания в рамках летней смены выступают активисты и
участники первичного отделения российского движения детей и молодежи «Движение Первых».
Вожатые на протяжении смены выступают:
- кураторами советов дел для проведения мероприятий лагеря по плану – сетке.
- творческими кураторами в мероприятиях и делах на отрядах;
- кураторами информационно – методического сопровождения (фото-видео фиксация, написание
заметок, постов в группах ВК).
16.6. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями осуществляется в рамках
следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
- Размещение
информации
о деятельности школьного лагеря с дневным
пребыванием детей в социальной сети « В контакте»
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных
12
ситуаций;
индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных
усилий педагогов и родителей.
16.7. Модуль «Социальное партнерство»
Взаимодействие с другими образовательными организациями, организациями культуры и
спорта, общественными объединениями, традиционными религиозными организациями народов
России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), разделяющими в своей деятельности цель и
задачи воспитания, ценности и традиции уклада детского лагеря.
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:
- участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с договорами
о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания
и календарного плана воспитательной работы (выставки, встречи, тематические дни, дни
открытых дверей, государственные, региональные, тематические праздники, торжественные
мероприятия и т.п.);
- проведение на базе организаций-партнеров экскурсий, встреч, акций воспитательной
направленности при соблюдении требований законодательства Российской Федерации;
- социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые детьми, педагогами с
организациями-партнерами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т.д.
направленности, ориентированные на воспитание детей, преобразование окружающего социума,
позитивное воздействие на социальное окружение.
17. При планировании и реализации содержания программы воспитательной работы
обеспечивается интеграция смысловой основы и единых воспитательных линий, включая каждое
пространство, в котором ребенок совместно с коллективом реализует и развивает свои
способности. Уровни реализации содержания включают в себя:
-
При планировании и реализации содержания Программы используются следующие
уровни воспитательной работы:
17.1. Общелагерный уровень, который определяет установки содержания и
демонстрацию ценностного отношения по каждому из смысловых блоков: «Мир», «Россия»
(включая региональный компонент), «Человек». Каждая встреча всех участников смены, включая
все направления и всех специалистов, представляет собой совместное «проживание» участниками
эмоционального опыта, способствующего принятию ценностей, определяющих воспитательный
компонент.
17.2. Межотрядный уровень, который позволяет расширить спектр коммуникативного
пространства для ребенка. События организуются, исходя из возрастных особенностей и
предполагают реализацию содержания по нескольким отрядам. Одной из эффективных и
универсальных форм работы на данном уровне является гостевание отрядов («отряд в гостях у
отряда»), которое предполагает взаимную подготовку и знакомство друг друга с особенностями
своего уклада.
17.3. Групповой уровень, который соотносится с реализацией содержания в формате
объединений детей из разных отрядов в рамках единого выбранного самими детьми направления:
секции, студии и кружки, органы самоуправления на общелагерном уровне. Особенность работы
заключается в разновозрастном формате совместной деятельности.
17.4. Отрядный уровень, который является ключевым воспитывающим пространством,
создающим уникальную среду совместного проживания и совместного творчества детей и
взрослых. Реализация воспитательного потенциала отрядной работы предусматривает:
13
- планирование и проведение отрядной деятельности;
- поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им возможности обсуждения и
принятия решений, создание благоприятной среды для общения; доверительное общение и
поддержку детей в решении проблем, конфликтных ситуаций;
- организацию интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных
мероприятий, позволяющих вовлекать в них детей с разными потребностями, давать им
возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать
для них наставником, задающим образцы поведения; вовлечение каждого ребенка в отрядные
дела и общелагерные мероприятия в разных ролях: сценаристов, постановщиков, исполнителей,
корреспондентов и редакторов, ведущих, декораторов и других;
- формирование и сплочение отряда (временного детского коллектив) через игры, элементы
тренингов на сплочение и командообразование, огонек знакомства, визитные карточки отрядов;
- предъявление единых требований по выполнению режима и распорядка дня, по
самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарно-гигиенических требований;
- принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они будут следовать в
организации отдыха детей и их оздоровления, а также символов, названия, девиза, эмблемы,
песни, которые подчеркнут принадлежность к конкретному коллективу;
- диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление лидеров, референтных
групп, непопулярных детей через наблюдение, игры, анкеты;
- аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации, мероприятия, анализ смены,
результатов;
- поддержку детских инициатив и детского самоуправления через деятельность лидеров,
выбранных по инициативе и предложениям членов отряда представляющих интересы отряда в
общих делах организации отдыха детей и их оздоровления, при взаимодействии с
администрацией организации отдыха детей и их оздоровления. При формировании структуры
отрядного самоуправления применяется метод чередования творческих поручений;
- проведение сбора отряда: хозяйственный сбор, организационный сбор, утренний
информационный сбор отряда и другие;
- проведение огоньков (особое межличностное внутригрупповое камерное общение,
отличающееся откровенностью, доброжелательностью, эмпатичностью и поддержкой): огонек
знакомства, огонек организационного периода, огонек-анализ дня, огонек прощания,
тематический огонек, коллективное обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня, анализ
проведенных акций и складывающихся в отряде взаимоотношений;
- организация коллективно-творческих дел (КТД). КТД как особый тип формы воспитательной
работы, как социальная деятельность детской группы направлена на создание нового продукта
(творческого продукта), улучшающего окружающую действительность (основу данной методики
составляет коллективная творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена
коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа).
18. Система индивидуальной работы с ребенком, а также психолого-педагогического
сопровождения детей и подростков в условиях организации отдыха детей и их оздоровления
направлена на создание комфортных условий для развития коммуникативной компетенции у
воспитанников.
14
IV. Организационный раздел
Особенности воспитательной работы в оздоровительном лагере «Лучик»
обусловлены прежде всего ресурсным потенциалом, продолжительностью пребывания ребенка в
организации отдыха детей и их оздоровления в течение дня, его занятостью, в том числе
обязательной образовательной или трудовой деятельностью, а также средой, в которой
реализуется Программа.
20. Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Лучик»
организуется на базе МБОУ Логовской СОШ. Для лагеря с дневным пребыванием детей
характерны формы работы, не требующие длительной подготовки, репетиций с участниками.
Предпочтение отдается игровым, конкурсным формам, использующим экспромт в качестве
одного из методов. В связи с тем, что основную часть педагогического коллектива лагеря с
дневным пребыванием детей составляют педагогические работники общеобразовательной
организации, в календарном плане воспитательной работы преобладают привычные для
образовательной организации форматы.
19.
Воспитательная
работа
и
образовательная
деятельность
в
детских
специализированных (профильных) лагерях, детских лагерях различной тематической
направленности предполагают углубленное изучение или продолжение дополнительного
образования по той, или иной направленности. Существенная часть продуктивного времени в
течение дня приходится на обучение по профилю программы смены с вариативностью
построения календарного графика воспитательной работы: с дополнением комплекса
мероприятий тематическим материалом, изучаемым на смене, и (или) с дополнением комплекса
мероприятий альтернативными предложениями с интеллектуальными, творческими событиями на
командное взаимодействие с отработкой и совершенствованием индивидуальных, спортивных
навыков.
22. Уклад оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Лучик» задает
расписание деятельности организации и аккумулирует ключевые характеристики, определяющие
особенности воспитательного процесса. Уклад организации включает ценности, принципы,
нравственную культуру взаимоотношений, традиции воспитания, в основе которых лежат
российские базовые ценности, определяет условия и средства воспитания, отражающие
самобытность организации. На формирование уклада организации отдыха детей и их
оздоровления влияют региональные особенности: исторические, этнокультурные, социальноэкономические, художественно-культурные, а также тип поселения.
Уклад организации отдыха детей и их оздоровления непосредственно связан с такими
характеристиками, как открытость организации как социальной среды; цикличность (организация
отдыха детей и их оздоровления как воспитательная организация существует в ситуации
сменяемости периодов переходя от периода активной деятельности во время смен к
подготовительно-обобщающему периоду в межсезонье); временность (коллектив каждой смены
различен); многопрофильность и вариативность (разнообразие видов деятельности, подвижность
межличностных контактов, интенсивность отношений); предопределенность законов и традиций.
Порядок и режим работы лагеря определяются
постановлением
администрации
Волгоградской области, приказом комитета образования, науки и молодежной политики
Волгоградской области, постановлением администрации Иловлинского района, приказом
ОООиП Иловлинского района, приказом школы.
21.
15
Месторасположение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Логовская средняя общеобразовательная школа
ул. Красная Площадь, 26, с. Лог, Иловлинский район, Волгоградская область, 403060.
тел. 8 (84467) 5-31-41, 5-36-31.
E-mail: Log-school@yandex.ru
Адресат. На основании заявлений родителей (законных представителей) в лагерь принимаются
будущие первоклассники в возрасте от 6,5 лет, проживающие в селе Лог, а также обучающиеся
МБОУ Логовской СОШ, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья к пребыванию в
лагере.
Общее количество участников – 110, количество отрядов – 4
Первоочередное
право на зачисление в лагерь получают дети, оказавшиеся в трудной
жизненной ситуации; дети из малоимущих, опекунских семей; дети – инвалиды; дети,
состоящие на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики; дети,
которые воспитываются в семьях «группы риска»; дети из семей граждан, призванных на
территории Волгоградской области на военную службу по частичной мобилизации в
Вооруженные Силы РФ.
23. Элементами уклада являются:
23.1. Быт организации отдыха детей и их оздоровления является элементом уклада
повседневной жизни детей, вожатых, сотрудников организации в течение смены и формирует
архитектурно-планировочные особенности организации отдыха детей и их оздоровления
(близость к природной среде, благоустроенность, техническая оснащенность, инфраструктура
помещений для бытовых, досуговых, образовательных, спортивных и других занятий).
23.2. Режим, соблюдение которого связано с обеспечением безопасности, охраной
здоровья ребенка, что подкреплено правилами: «закон точности» («нольноль»), «закон
территории» и другие. В оздоровительном лагере с дневным пребыванием «Лучик» впериод
летних школьных каникул 2025года режим работы с 02.06.2025 г. по 27.06.2025 г. в течение 18
рабочих дней. Время пребывания в оздоровительном лагере – с 8:30 до 14:30.
23.3. Корпоративная культура организации отдыха детей и их оздоровления является
элементом уклада и состоит из: миссии организации отдыха детей и их оздоровления,
сформированных ценностей, правил и норм поведения, трудового этикета и стиля
взаимоотношений с детьми и их родителем (родителями) или законным представителем
(законными представителями), внешнего вида сотрудников и детей.
23.4. Символическое пространство организации отдыха детей и их оздоровления
включает в себя традиции, правила, легенды, кричалки, песенно-музыкальную культуру, ритуалы
и другие. Каждый элемент символического пространства организации отдыха детей и их
оздоровления имеет условный (символический) смысл и эмоциональную окраску, тесно
связанную по своей сути и смыслу с целями, задачами, базовыми ценностями и принципами
жизнедеятельности организации, и государственной политикой в области воспитания,
используемые в практической деятельности. Песенно-музыкальная культура должна быть
основана на отечественном наследии, лучших образцах песенного и музыкального творчества.
Легенды являются уникальным инструментом осознания ребенком в процессе обсуждения с
коллективом нравственных категорий, ценностей, являющимися основой воспитательной работы
в организации отдыха детей и их оздоровления. Также к символическому пространству относятся
информационные стенды для детей и сотрудников, отрядные уголки, дизайн воспитывающей
16
среды, малые архитектурные формы, которые взаимодополняют и усиливают воспитательных
эффект посредством интеграции в символическое пространство и игровую модель.
Ритуалы могут быть:
торжественными (по поводу символических событий из жизни организации отдыха детей и их
оздоровления, общественной жизни): торжественные линейки, ритуалы, связанные с атрибутами
организации (знамя, флаг, памятный знак), организация почетного караула, смотр, парад, ритуалы
почести героям: возложение гирлянд и другое; ритуалы повседневной жизни, которые насыщают
деятельность организации эмоционально-игровой атмосферой. Они регулируют самые
повторяющиеся (традиционные) действия, необходимые для стабильного функционирования
организации: передача дежурства, начало или завершение дела, дня, рабочая линейка, либо могут
представлять эмоциональный (романтический) фон повседневной жизни организации: «тайный
знак» ритуал приветствия для участников смены или игровой ситуации в организации отдыха
детей и их оздоровления; передача «наказа» (обращение) от смены к смене и другое.
24. Реализация Программы включает в себя:
24.1. Подготовительный этап включает в себя со стороны управленческого звена
организации отдыха детей и их оздоровления подбор и обучение педагогического состава с
практическими блоками освоения реализации содержания Программы, установочное
педагогическое совещание с включением всего кадрового состава, подготовка методических
материалов, включая примеры сценариев для проведения работы на отрядном уровне,
планирование деятельности, информационную работу с родителем (родителями) или законным
представителем (законными представителями).
24.2. Организационный период смены связан с реализацией основных задач: адаптация
детей к новым условиям, знакомство с режимом, правилами, укладом организации отдыха детей и
их оздоровления, формирование временный детский коллектив. Содержание событий
организационного периода представлено в инвариантных (обязательных) общелагерных и
отрядных формах воспитательной работы в календарном плане воспитательной работы.
24.3. Основной период смены направлен на максимальное развитие личностного
потенциала каждого ребенка посредством коллективной деятельности, как на уровне отряда, так и
в иных объединениях. Содержание событий основного периода представлено в инвариантных
(обязательных) общелагерных и отрядных формах воспитательной работы в календарном плане
воспитательной работы.
24.4. Итоговый период смены является ключевым этапом для подведения итогов
совместной деятельности, фиксации и принятием участниками смены позитивного опыта и
формированию индивидуальных маршрутов дальнейшего развития потенциала детей,
Содержание событий итогового периода представлено в инвариантных (обязательных)
общелагерных и отрядных формах воспитательной работы в календарном плане.
24.5. Этап последействия включает в себя подведение итогов реализации программы
воспитательной работы, определение наиболее и наименее эффективных форм деятельности,
сопровождение детей и поддержка в реализации идей и личностного потенциала по возвращении
в постоянный детских коллектив посредством обратной связи или характеристик, направленных
или переданных в образовательную организацию
24.6. Анализ воспитательной работы организации отдыха детей и их оздоровления
осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными
результатами воспитанников.
17
Основным методом анализа воспитательной работы в организации отдыха детей и их
оздоровления является самоанализ с целью выявления основных проблем и последующего их
решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов, который
проводится ежегодно для круглогодичного лагеря и по окончании летней оздоровительной
кампании для сезонного.
Планирование анализа воспитательной работы включается в календарный план воспитательной
работы.
Анализ проводится совместно с вожатско-педагогическим составом, с заместителем директора по
воспитательной работе (старшим воспитателем, педагогом-психологом, педагогом-организатором,
социальным педагогом (при наличии) с последующим обсуждением результатов на
педагогическом совете.
Основное внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством: реализации
программы воспитательной работы в организации отдыха детей и их оздоровления в целом;
работы конкретных структурных звеньев организации отдыха детей и их оздоровления (отрядов,
органов самоуправления, кружков и секций); деятельности педагогического коллектива; работы с
родителем (родителями) или законным представителем (законными представителями); работы с
партнерами.
Организация вправе сама подбирать удобный инструментарий для мониторинга результативности
воспитательной работы. При выборе методик следует учитывать их валидность,
адаптированность для определенного возраста и индивидуальных особенностей детей.
Итогом самоанализа является перечень достижений, а также выявленных проблем, над решением
которых предстоит работать вожатско-педагогическому коллективу.
Итогом результативности воспитательной работы (самоанализа) может являться аналитическая
справка, являющаяся основанием для корректировки программы воспитания на следующий год.
25. Партнерское взаимодействие с общественными и молодежными организациями в
условиях организации отдыха детей и их оздоровления способствует успешной реализации
Программы, включающей в себя совместную деятельность с различными образовательными
организациями, организациями культуры, спорта, общественными и молодежными
объединениями, иными юридическими лицами, разделяющими в своей деятельности цель и
задачи воспитания, ценности и традиции уклада организации.
Планирование партнерского взаимодействия происходит с Движением Первых, Музеем боевой и
трудовой славы, Опорным постом региональной противопожарной службы, Храмом святых
апостолов Петра и Павла, Детской сельской библиотекой, МКУ "Центр культуры, спорта и
библиотечного обслуживания населения Логовского сельского поселения
Привлечение воспитательного потенциала партнерского взаимодействия предусматривает
(указываются конкретные позиции, имеющиеся в организации отдыха детей и их оздоровления,
или запланированные):
участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с договорами о
сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках данной Программы и
календарного плана воспитательной работы (выставки, встречи, тематические дни, дни открытых
дверей, государственные, региональные, тематические праздники, торжественные мероприятия и
другие); проведение на базе организаций-партнеров отдельных занятий, тематических событий,
отдельных мероприятий и акций;
совместная реализация тематических и профильных смен; социальные проекты, совместно
разрабатываемые и реализуемые детьми, педагогами с организациями-партнерами
18
благотворительного, экологического, патриотического, трудового и иных направлений
деятельности, ориентированные на воспитание детей, преобразование окружающего социума и
позитивное воздействие на социальное окружение.
Партнерское взаимодействие создает многоуровневую систему поддержки организации отдыха и
оздоровления детей и способствует более эффективной реализации Программы воспитательной
работы, развитию социальных навыков у детей.
31. Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родительским
сообществом родителями (законными представителями) детей предусматривает следующие
форматы:
информирование родителя (родителей) или законного представителя (законных представителей)
до начала смены об особенностях воспитательной работы, внутреннего распорядка и режима,
необходимых вещах, которые понадобятся ребенку, с помощью информации на сайте
организации, в социальных сетях и мессенджерах; проведение тематических собраний, на
которых родитель (родители) или законный представитель (законные представители) могут
получать советы по вопросам воспитания, консультации специалистов психолого-педагогической
службы организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе в режиме видеоконференции;
нормами санитарноэпидемиологического законодательства, планами и содержанием программной
деятельности, утвержденными в организации формами взаимодействия родителя (родителей) или
законного представителя (законных представителей) и детей; размещение информационных
стендов с информацией, полезной для родителей или законных представителей; участие родителя
(родителей) или законного представителя (законных представителей) детей в психологопедагогических консилиумах в случаях, предусмотренных соответствующими локальными
нормативными документами организации отдыха детей и их оздоровления; при наличии среди
детей детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей, в отношении которых проводится
индивидуальная профилактическая работа, и так далее, осуществляется целевое взаимодействие с
их родителем (родителями) или законным представителем (законными представителями).
32. Кадровое обеспечение реализации Программы предусматривает механизм кадрового
обеспечения организации отдыха детей и их оздоровления, направленный на достижение высоких
стандартов качества и эффективности в области воспитательной работы с детьми.
Приказом руководителя образовательной организации назначаются начальник лагеря,
воспитатели из числа педагогических работников.
Начальник лагеря руководит его деятельностью, несет ответственность за жизнь и здоровье
детей, ведет документацию, организует воспитательную деятельность, осуществляет связь с
культурно просветительными и спортивными учреждениями.
Воспитатели осуществляют воспитательную деятельность по плану лагеря, проводя мероприятия,
следят за соблюдением режима дня, правил безопасного поведения, правил пожарной
безопасности.
33. Методическое обеспечение реализации Программы предназначено для
специалистов, ответственных за реализацию содержания программы смены (руководитель
организации отдыха детей и их оздоровления, заместитель руководителя по воспитательной
работе, старший воспитатель, старший вожатый).
Для смены формируется программа, календарный план (план-сетка) с учетом регионального
компонента и соответствующих срокам проведения смены памятных дат, отражая тип
организации, длительность и тематику смены, игровую модель, интегрируя инвариантные и
19
вариативные модули с опорой на универсальный для каждой организации отдыха детей и их
оздоровления календарный план.
Для подготовки кадрового состава специалистами, ответственными за реализацию содержания
программы, создается методический комплекс, включающий типовые сценарии ключевых
событий, памятки и инструкции, дидактические материалы, диагностические материалы.
При организации обучения кадрового состава рекомендуется интегрировать содержание
Программы в план подготовки, позволяя специалистам организации отдыха детей и их
оздоровления получить опыт реализации Программы на практике, В рамках реализации
содержания Программы ежесменно рекомендуется формирование системы аналитической
деятельности, включающей педагогические совещания, планерные встречи всего кадрового
состава.
34. Материально-техническое обеспечение реализации Программы:
- флагшток (в том числе переносной), Государственный флаг Российской Федерации, флаг
субъекта Российской Федерации, флаг организации отдыха детей и их оздоровления (при
наличии);
- музыкальное оборудование и необходимые для качественного музыкального оформления
фонограммы, записи (при наличии);
- оборудованные локации для общелагерных и отрядных событий, отрядные места, отрядные
уголки (стенды);
- спортивные площадки и спортивный инвентарь;
- канцелярские принадлежности в необходимом количестве для качественного оформления
программных событий;
- специальное оборудование, которое необходимо для реализации конкретной программы
воспитательной работы, направлений воспитательной деятельности и направленностей
дополнительного образования
- специальное оборудование, которое необходимо для обеспечения инклюзивного пространства
20